Музыка, которая звучала тысячи лет назад. Есть нечто фантастическое в этом. Миллион раз простирал пальцы над клавиатурой, дабы разящими буквами и словами размазать по стенке тех многочисленных людей, которые мне в последнее время не нравятся, а не нравятся мне "в наше сложное и неоднозначное, полное трудностей, время" периодически почти все. Такой же миллион раз убирал - от войн в сети на душе только хуже, а эмоциональная регуляция "об других" людей, особенно виртуальных - дело гиблое. Только время сейчас покажет, кто просто в аффекте, кто друг, кто враг, а кто просто мимо пробегал.
А еще время помогает выдохнуть часть этого полемического накала. Услужливый Ютуб, тщательно за мной шпионя, предложил для знакомства видео одного музыканта, который увлекается реконструкцией древних музыкальных инструментов и исполнением песен на уже вымерших языках прошлых цивилизаций (ссылка - в первом комментарии). Причем на основе дошедших до нас текстов. И вот самым необычными и завораживающими для меня оказались вступительные строчки "Песни о Гильгамеше", древнейшей из дошедших до нас эпических поэм (III тыс. до н.э.), исполненная на языке оригинала (шумерском), который вымер уже во II-м тысячелетии до н.э., а активно использовался аж пять-шесть тысяч лет назад. Причем под аккомпанемент шумерского же музыкального инструмента (из полностью аутентичных материалов, но, разумеется, это современная реконструкция того, что находили археологи). И знаете, о чем эти вступительные строчки? О древних днях, конечно же, "когда все вещи были созданы, когда все вещи обрели свое место и хлеб впервые был вкушен в сокровенных святынях". А сам эпос - о царе, который жаждал стать бессмертным, и потерпел в этом поражение (но все-таки остался в человеческой памяти).
Первые звуки - и я там, на запыленных и залитых ярким солнцем жело-белых улочках Ура и Урука. И люди торгуются за каждый сикль (что превратилось сквозь века в "шекель"), время меряют дюжинами (что стало нашими 12-ю часами и 60-ю минутами), и волнуют их все те же насущные вопросы - когда строитель исправит то, что натворил во время ремонта, когда следующие поставки новых тканей и не собирается ли наш триждывеличайший царь (да продлят/укоротят Энлиль и Иштар годы его жизни!) Эн-Сипадзидана устраивать очередную войну с соседним государством. Земная суета, неизменная век от века. И, одновременно, прикасаясь к этой вечности, чуть меньше кипишь страстями в настоящем там, где оно того не стоит.